С развитием массового интереса к эзотерике, повышается и интерес ко многим оккультным знаниям. Особенно к тем, которые многие столетия были большинству людей недоступны. Например, демонология.
В истории и культуре практически всех народов существует множество мифов, легенд и поверий о сверхъестественных, демонических существах. Описание их образа, привычек, способов их вызывать и подчинять или, наоборот, методов, как с ними бороться, и называется демонологией.
Этот термин может относиться к истории, культуре или теологии. Особенно эта часть мифологического знания развита была в христианской теологии.
Здесь имеется достаточно развитая система классификации этих сущностей, которые христианские теологи называют падшими ангелами. Главный падший ангел – Люцифер, он же Сатана, считается предводителем всего темного сонма. Христианство разработало подробные примеры деятельности этих существ, к примеру, в знаменитой книге «молот ведьм». Там даны подробные описания вредоносной деятельности слуг ада, а также, каким способом они вербуют себе сторонников среди людей. Как поощряют своих приспешников и помогают в черных делах.
Церковь, а особенно инквизиция, в свое время уделяла особое внимание сношениям человека с дьяволом и его слугами. За разные виды взаимодействий полагалось особое наказание, вплоть до сожжения на костре.
А вот в оккультной работе некоторых христианских практиков делался акцент на работу с темными силами. Были расписаны в подробностях методы вызова темных сущностей, а главное, способы их подчинения человеку. В подобных случаях маг, подчинивший себе такие силы, мог считаться практически всемогущим.
Эти тенденции работы с потусторонними силами дожили и до наших дней. И перешли в практики многих магических орденов и сект.
Но еще надо дополнить, что теологи христианства считали дьявольскими существами любых языческих богов. Независимо от их функций. С этой точки зрения даже солнечные божества древности превращались в темные сущности.
У славян божества делились на светлых и темных. Светлым полагалось поклоняться, как своим предкам. А с темными предпочитали договариваться. Низшие же духи и сущности, такие как черти, лешие, русалки и прочие населяли не только леса и реки, но и часто человеческое жилище. Не всегда они были злыми и вредоносными (как это полагала церковь), славянские племена чаще старались злых духов задобрить или как-то договориться.
Такой традиции как в христианстве – целенаправленно бороться с теми силами, которые считаются вредоносными, в славянской практике изначально не было.
В этой традиции существует огромное множество разнообразных сверхъестественных существ. В основном, это боги-ками, которые живут везде. Но есть и низшие существа, которые могут быть как добрыми, так и злыми. Их тоже очень много, на все случаи жизни.